Нашему корреспонденту Дарье Чуваевой удалось побеседовать с лидером группы Обе-Рек Денисом Михайловым.
— Очень часто в послеконцертных интервью первым делом спрашивают о впечатлениях, публике и оправданных/неоправданных ожиданиях. Ответы, чаще всего, однообразны и предсказуемы, поэтому мы пойдем другим путем и зайдем с противоположной стороны. Расскажите, как часто Вы посещаете концерты других музыкантов в качестве слушателя? Часто ли это происходило в юности? Какие Вы испытываете эмоции на концерте именно как слушатель?
Бываю иногда, но не часто. Как правило, это концерты моих друзей-музыкантов. Признаюсь откровенно, присутствовать в роли слушателя гораздо скучнее, чем самому работать на сцене. В юности ходил на концерты российских рок-звезд, после того как перебрался в Москву первое время посещал и выступления зарубежных артистов, потом перестал. Своих концертов хватает, в жизни и так все крутится вокруг живых выступлений и работой с громким звуком.
— Среди пришедших на концерт есть, как правило, две категории людей: танцующе-прыгающие и поющее-кричащие и те, которые стоят в сторонке со скрещенными руками и, в лучшем случае, качают головой. Каково Ваше мнение по этому поводу? Почему люди веду себя по-разному?
Потому что люди все разные, с разным темпераментом и моделью поведения. Ожидания от посещения концертов и мотивация могут существенно различаться.
— Не раз слышала фразу о том, что рок-музыку слушают либо люди с высоким интеллектом, либо те, у которых он совершенно отсутствует. Ни в коем случае не провожу параллели с предыдущим вопросом. Мне интересно Ваше мнение на этот счет.
Я, честно говоря, ни разу с подобной точкой зрения не сталкивался. Такая классификация несколько примитивна, на мой взгляд. Ситуация во многом обуславливается содержанием материала рок-группы с
одной стороны и уровнем эстетической и общей культурной подготовки слушателя с другой.
— Какого человека Вы могли бы назвать умным? Из чего складывается эта характеристика?
Мне кажется необходимо проводить принципиальное различие между житейским умом и операциональностью мышления. В первом случае человек накапливает жизненный опыт, осуществляет его систематизацию и вырабатывает свою собственную картину мира, описывает жизнь на собственном языке исходя из личного опыта. При этом подобная, скажем так, «житейская философия» не обрамлена «окладом» академических знаний и не облагорожена формой полученного образования. Во втором случае человек может получить прекрасное образование, возможно, даже стать приличным специалистом в какой-то профессиональной области, но у него напрочь может отсутствовать эта житейская мудрость и зоркость ума. Полагаю вполне умным человеком можно было бы назвать того, кто совмещает оба этих качества, приобрел и развил их в процессе своей жизни.
— Кем из ныне живущих людей Вы восхищаетесь и почему?
Ко всем ныне живущих я отношусь спокойно, без фанатизма.
— Чей отзыв на Ваше творчество наиболее важен для Вас?
Меня, прежде всего, волнует мнение моих родителей. Частенько интересуюсь точкой зрения близких друзей, не прохожу мимо высказываний наших слушателей в социальных сетях и иногда обращаюсь к коллегам по цеху за оценкой того или иного творческого эксперимента.
— В одном из Ваших интервью прочитала: «В творчестве не обязательно наличие смысловой вертикали. Достаточно обладать каким-то настроенчеством. Не обязательно о чем-то думать,достаточно просто испытывать какое-то настроение. Забвение смысла, если угодно». И я полностью согласна с этой мыслью. Как Вы считаете, к чему это может привести? Только к отрицательным последствиям или положительный исход тоже возможен?
В упомянутом интервью я как раз критиковал такое отношение к творчеству. Я говорил о том, что современные художники часто доверяются творческой интуиции, погружают себя в состояния спонтанного творческого акта и забывают включать голову. Часто из под пера таких мастеров выходят произведения формата «не скажу, куда гляжу». На мой взгляд необходим баланс и равновесие рационального и иррационального в творческой практике. Смысловое ядро или, если угодно, твердое здоровое зерно смысла должно присутствовать в тексте, в противном случае произведение превращается в «абракадабру, ну и что, а я так чувствую».
— В комментариях на странице группы «Обе-Рек» ВКонтакте прочитала вопрос о том, не хотели бы Вы написать книгу. Надеюсь, автор вопроса не будет против, что задам его я.
Нет, книгу писать не планирую, желания такого не испытываю.
— Каковы Ваши предпочтения в художественной литературе? Как Вы считаете, что литература дает человеку? Что она может дать такого уникального, чего не найти и не получить больше негде?
Я очень старомодный. Предпочитаю русскую классику «золотого» и «серебряного» веков. Периодически перечитываю труды представителей европейской и русской философской классики. Художественная литература в эстетической, а философская — в рациональной формах выполняют функцию передачи накопленной мудрости в истории человечества. С одной стороны мы познаем прошлое, как уникальный мир, неповторимую реальность, которой уже нет фактически, но которая является нашими корнями, нашим истоком, питает и полагает нашу современность. С другой стороны,мы на каждом новом культурно-историческом витке открываем тот факт, что все экзистенциальные проблемы сохраняют свою актуальность и остроту. Безумно интересно, как конкретно они переживались людьми прошлого, как рассматривались в философских системах. Я говорю о неизменных проблемах — смерти, смысла жизни, любви, творчества, свободы и тп.
— В юности Вам пришлось сменить несколько профессий, прежде чем найти свое дело. Думаю, среди слушателей «Обе-Рек» найдутся люди с проблемой выбора «своей» среди множества областей работы. Что Вы могли бы посоветовать им? Как быть тем, кому внутренний голос не подсказывает, какой выбрать путь?
Я могу советовать только тем, кому внутренний голос подсказывает:). Его необходимо внимательно выслушать, а потом взяться за дело. Необходимо создать все условия для реализации своих внутренних имманентных креативных склонностей и черт. Нужно уметь побеждать в борьбе за свое право быть собой в созидательном, творческом смысле.
— В интервью Вы говорили, что за время работы репортером Вы перестали «остроэмоционально воспринимать трагические случаи». Как считаете, каждый человек должен хоть как-то реагировать на новости, например, о падении самолета, захвате людей в заложники? Отсутствие реакции является проявлением эгоизма, равнодушия к окружающему миру?
Да, мне кажется, что отсутствие естественной реакции сочувствия является признаком огрубения сердца , эгоизма и равнодушия. Когда тебе постоянно приходится иметь дело с информацией о трагических происшествиях, то невольно смерть становится обыденной и привычной. Поэтому работа врачей, криминалистов и журналистов приводит к некоторой нравственной деформации. Но в случае этих профессий можно понять, откуда берется это равнодушие и
отрешенность к ежедневным фактам смерти. А вот если человек просто сам по себе, не будучи представителем одной из этих профессий, невосприимчив к трагическим происшествиям, то дело плохо.
— «Я счастлив, потому что мне некогда подумать о том, что я несчастлив», сказал Берданд Шоу. Находит ли эта фраза отражение в Вашей жизни?
Наверное нет, я иначе воспринимаю категории счастья и несчастья. Мое обычное состояние – это странное смешение одного с другим в практике ежедневной жизни. Просто в какие-то яркие моменты попеременно выходит на первый план то одно, то другое. Ну и конечно, в жизни нас поджидают такие ситуации, когда одно или другое полностью с головой накрывает тебя, заполняет все твое существо.