Виктор Щежин-Бурко: «Мой театральный бэкграунд дает о себе знать»

28.10.2017 by admin

Виктор Щежин-Бурко: «Мой театральный бэкграунд дает о себе знать»

Сегодня портал VARG MEDIA пообщался с невероятно творческой и разносторонней личностью! Виктор Щежин-Бурко — человек с актерским, режиссерским, вокальным и эстрадным образованиями, окончивший класс академического пения, участвовавший в театральных постановках, мюзиклах, радиопроектах, снимавшийся в фильмах и сериалах, и, конечно, принимавший участие во множестве музыкальных проектов, в том числе, в группе «Технология». Сейчас Виктор — фронтмен группы «Детектор Лжи», однако музыка и творчество — не единственная сфера его деятельности, и в этом интервью вы узнаете о том, как музыкант помогает животным и людям. Кроме того, Виктор рассказал о своем участии в телепроектах «Фактор А» и «Голос», об источниках вдохновения и своих жизненных убеждениях.

Виктор, здравствуйте!
Не так давно Вы презентовали свою новую работу — сингл «Утро нового дня». Как я поняла, Ваш трек участвует в конкурсе. Расскажите о нем.

Поскольку все мои аккаунты в соцсетях были подвергнуты хакерской атаке и у меня хотели их отобрать (но ничего не вышло!), конкурс стал для нас неактуальным. Но и не так было важно выиграть! Для меня вообще в жизни важно донести то, что я делаю, людям, которым это интересно, и победа в каком-либо конкурсе — лишь приятный бонус, причем совсем необязательный.

Что касается самой песни «Утро нового дня». Это не совсем новая работа, мы много раз исполняли ее на концертах «Детектора Лжи», и пока в сети сингловая версия, но она почти готова в студийном варианте. Немножко о самой песне. Много вопросов возникает по поводу вступления — это кусочек из программы «Полевая почта юности», и все думают, что это заставка радиостанции «Юность» и песня была специально написана для программы, ан нет, это песня русских советских ракетчиков. «Полевая почта юности» использовала ее как заставку из-за действительно очень красивой мелодии, которая сразу ложится на слух.

Когда я был очень маленький, меня воспитывал мой старший брат, и он отводил меня с утра в садик. Когда я шел в садик, я из всех окружающих меня домов, которые в Уфе, где я вырос, были не очень высокими — 5-12 этажей, слышал эту мелодию и слова: «Доброе утро! Вас приветствует “Полевая почта юности”!», откуда и название песни, — «Утро нового дня» — потому что это всегда происходило утром. Это достаточно личная для меня песня, близкие понимают, о чем там идет речь. Но сейчас, я, по крайней мере, объяснил, откуда появилось такое слегка необычное, непривычное интро.

GX65tyFEHLw

Вы уже принимали участие в проектах «Голос» и «Фактор А». Расскажите, как Вы принимали эти решения, как готовились, что дало Вам участие в таких масштабных конкурсах?

Да черт знает, что дало… Ну, по крайней мере, ничего из того, что я хотел (смеется). Хотя, конечно, что-то да дало.

В «Факторе А» я участвовал аж целых 4 раза. Шел я туда исключительно только ради Аллы Борисовны Пугаевой. Не могу сказать, что я большой поклонник ее как певицы. Мне нравится ряд песен, но далеко не все. В ее исполнении мне больше всего нравятся песни авторства Юрия Чернавского, такие как «Белая дверь», «Сирена» — все, что звучало в фильме «Выше Радуги». Вообще шел я туда ради того, чтобы с Аллой Борисовной поработать как с режиссером. Она, понимаете ли, видящий человек — она видит артиста и может направить его, подсказать что-то в совершенно неожиданном ключе и тому масса примеров. Взять того же Александра Малинина, которому она на «Рождественских встречах» ни с того ни с сего перед выходом на сцену приказала надеть китель под песню «Поручик Голицын» — и с тех пор за ним этот образ закрепился. Алла Борисовна проницательный, глубокий человек, и именно как с режиссером-постановщиком мне хотелось с ней пересечься. Мы остались с ней добрыми знакомыми, приятелями. Я даже подарил ей две песни. Не знаю, что она с ними сделала, но песни забрала. Даже предлагала денег, но я не взял (смеется).

Что касается «Голоса» — было два импульса, к тому, чтобы во всю это катавасию заглянуть и вписаться. Первоначально, мне очень хотелось продолжить знакомство и общение, опять-таки же в качестве педагога, с Александром Градским. Меня судьба свела с ним гораздо раньше, чем появился «Голос». Приоткрою завесу тайны: Александр Борисович долгие годы писал рок-оперу «Мастер и Маргарита». В тот момент я играл Кота Бегемота в театральной постановке Сергея Алдонина в театре Станиславского, который нынче называется Электротеатр «Станиславский». Так совпало, что на этом спектакле была Маргарита Пушкина (автор множества песен российских рок-групп). Она меня схватила и сказала: «На следующий день к Градскому, ты подходишь!». Так нас с Александром Борисовичем познакомила Маргарита (смеется). И возможность поработать с Градским в качестве педагога была первым импульсом к тому, чтобы пойти на «Голос». Но этому желанию не суждено было сбыться.

Второй импульс. Мы с моими почитателями (ненавижу слова «фанаты» и «поклонники»), большая часть которых стала мне друзьями и достаточно близкими людьми, задумали выпустить альбом на виниловом носителе — на пластинке, для чего нам нужна была достаточно большая сумма денег. Сережа Олексенко, мой товарищ и один из людей, с которым я познакомился благодаря своему творчеству, предложил воспользоваться одной из краудфандинговых платформ, которые существовали на тот момент в России, чтобы собрать некоторую сумму для выпуска альбома ограниченным тиражом на виниле. Мы решили, что для этого неплохо будет добавить медийности моей персоне и «Детектору Лжи». Я и мои друзья приложили массу усилий для того, чтобы я попал на слепые прослушивания (будь они неладны).

К сожалению, ни той, ни другой цели мы не добились. За сутки до съемок я узнал, что Александра Борисовича Градского больше не будет в этом проекте. Однако потом мы с ним встретились в его театре, и он сказал, что повернулся бы, это мне польстило, конечно (смеется). А на винил, к сожалению, мы не смогли собрать нужную сумму в силу ряда причин, причем торможение произошло из-за краудфандинговых платформ, которые обещали нам поддержку, а в итоге ее не оказали.

Скажу сразу, я не очень люблю все эти истории, потому что это достаточно нервозно и сказывается на моих голосовых связках — во-первых. Во-вторых, работая в группе «Технология» в 90-ые годы, имея эфиры три раза в день на «Первом канале», я совершенно четко пониманию, что это за собой несет — сиюминутная дешевая популярность, возможность засветиться лицом, что совершенно не является целью для меня.

Gf1P6EW1uWc

Недавно Вы сообщили о создании фонда помощи хозяевам животных с тяжелыми заболеваниями. Что подтолкнуло Вас к погружению в сферу благотворительности?

На самом деле, я из этой сферы и не выгружался (улыбается). Я не планировал, но так сложились обстоятельства, что у меня достаточно много животных на попечении находится. И единственная моя собака, которую я сознательно купил — питбуль Тиграша (Всем заводчикам привет!) — у меня этой осенью очень тяжело заболел. Я несколько дней не мог понять, что происходит, потом обнаружился пироплазмоз уже в последней стадии. В общем, собака у меня умирала, и только благодаря людям, тоже, кстати, моим почитателям, работающим в Ветеринарной Станции по борьбе с заболеваниями животных города Королёв, в котором я проживаю, благодаря их помощи и отзывчивости, мне удалось спасти мою собаку. Они оплатили бОльшую часть лечения, потому что я на тот момент был в финансовой «дыре» и не мог себе позволить дорогих лекарств и процедур, которые были необходимы. И у меня возникла идея некоего алаверды, потому что ребята рассказывали о бабушках-пенсионерках и малоимущих семьях с детьми, у которых единственная радость — это кот, умирающий сейчас на руках, а они ничего не могу сделать. Сотрудники ветстанции неоднократно помогали людям в такой ситуации.

Фонд — это какое-то очень громкое заявление, потому что я всегда стараюсь помогать адресно, целенаправленно и в силу своих возможностей. Помогаю я не только животным, но и людям, в основном детям. Например, года два назад делал мероприятие в Музее Космонавтики, где мы решали хозяйственные нужды нашего детского учреждения «Забота» в городе Королёв.

Концерт Lie Detector в честь Вашего Дня Рождения тоже имел благотворительную направленность?

Да, в том числе. Фактически, все мои концерты в той или иной степени имеют какую-то благую направленность, как я думаю. И это не обязательно сбор денег.

fRQBL-4abjY

Расскажите, как проходят концерты группы Lie Detector. Что Вы считаете самым важным, есть ли у Вас какие-то свои «фишки»?

Лучше всего — прийти на концерт «Детектора Лжи» и посмотреть, как они проходят) Мне кажется немного нескромным говорить о том, как это все проходит, как это интересно и замечательно.

Что самое важное… Для меня очень важен звук, качество звука. Поэтому весь сетап, который я использую — достаточно дорогостоящие приборы, которые выдают нужную, необходимую мне звуковую архитектуру, дают возможность моей музыке звучать так, как я хочу. Это одна «фишка».

Вторая «фишка» — некая визуализация, театрализация того, что я делаю на сцене. Одно из моих первых образований — театральное, по которому я артист театра и кино. Мой театральный бэкграунд, соответственно, дает о себе знать (смеется).

К тому же, я очень люблю маски. Начиная свою театральную карьеру актером театра в Башкирии, а потом будучи студентом Щукинского училища, я очень сильно заинтересовался именно импровизационными школами и техниками, одна из которых commedia dell’arte. Кроме того, меня всегда вдохновляли греческие мистерии — может быть, отсюда моя трепетная любовь к маскам, разным образам и перевоплощениям.

Вы соблюдаете личные особые традиции, «ритуалы» перед концертом?

Нет, не особо. Но я не очень люблю фотографироваться перед концертом, особенно в гримерке. Хотя если кто-то приходит с детьми, приходят наши друзья, конечно, я не откажу.

Один из последних ритуалов, который закрепился за мной со времен участия в теле-проекте «Голос», — почти каждое свое выступление я пою босиком.

ujjV0kdW7b8

Что может вдохновить Вас на творчество? Есть ли конкретные источники вдохновения?

Жизнь меня вдохновляет! Погода, события в жизни, в стране, в мире — все, что угодно. Правда, тут нужно кое-что разделить.

В моем творчестве присутствует некая дуальность. Есть формат группы «Детектор Лжи», а есть бэксайд-проект «Принципиальная схема Детектора Лжи». Я его мало свечу, но было несколько концептуальных выступлений. С ним очень сложно, так как по большей части это импровизационный проект, и повторить то, что записывается в его рамках, достаточно сложно, тем более на концерте.

Объясню в трех словах. «Детектор Лжи» — это сонатная форма, куплет-припев; а «Принципиальная схема Детектора Лжи» — исключительно некоммерческая формация, носящая режим импровизационного создания музыки (кстати говоря, не всегда это и музыка). На создание этих саунд-эскейпов меня вдохновляют синтезаторы! Я долгое-долгое время собираю электромузыкальные инструменты, у меня их уже достаточно приличное количество собралось, иногда я даже делюсь с коллегами, в том числе и с музыкантами с мировыми именами. Мне вдохновляет сама звуковая архитектура синтезатора! Я сажусь за него и начинаю импровизировать и записывать, как у меня это получается. В последнее время я еще часто использую уличный рекордер и записываю звуки, так сказать, внешней среды. Это может быть что угодно: удары железом по старому мосту, камешек, брошенный в реку, ржание лошади, ржание людей, плач детей, смех детей — все, что меня окружает. У меня всегда с собой рекордер, я записываю эти звуки и делаю из них музыку. Однако еще раз повторюсь, что «Принципиальная схема Детектора Лжи» — не всегда музыка. Если говорить о стилистическом разбросе, это звучание от дроун-эмбиента и дарк-эмбиента до раф-техно, тяжелого нойза, индастриала. Это крайне эклектичное творчество, и распространяется оно в оригинальном формате совершенно бесплатно. Если просят коллеги, знакомые материал для фильмов, для программ, для квестов, для видео я всегда отдаю бесплатно, потому что это — свободное творчество, оно не должно никому ничего стоить, кроме как мне моего потраченного времени.

Вдохновляют меня, конечно же, и коллеги-музыканты. Я слушаю практически всю музыку, которая существует — крайне широкий спектр. Любая музыка, в которую вложена настоящая эмоция, которая пробивает — вот это для меня источник вдохновения. Отдаю предпочтение, естественно, электронной музыке. Саундтрек моей жизни — группа Depeche Mode. Это моя любимейшая музыка, мои любимейшие люди, пожалуй — главные музыканты в моей жизни, потому что их я слушаю, воспринимаю, и живу с ними с раннего детства и по сей день.

BDJqpqLen0A

На шоу «Голос» Вы сказали, что никогда не лжете, откуда и название группы Lie Detector — «Детектор Лжи». Не каждый человек может похвастаться таким принципом. В связи с чем и как давно Вы заняли такую жизненную позицию?

Я этим не хвастаюсь и не хвастался, это бы констатация факта, вырвавшаяся из меня в эфире «Первого канала» (смеется).

Видимо, в какой-то момент мой организм, моя сущность настолько переполнилась дерьмом и ложью, что не могла вмещать это в себе, и я решил от этого отказаться. Этот момент совпал еще и с тем, что я отказался от пищи животного происхождения и приготовленной пищи. Тогда моя точка сборки, мое воззрение на мир поменялось достаточно резко и кардинально, произошла некая трансформация.

Стараетесь ли Вы донести свои убеждения в музыке? В чем Вы видите задачу своего творчества?

Разумеется, я стараюсь донести свои убеждения в музыке. Задача… В творчестве нет задачи. Мне кажется, творчество существует для того, чтобы оно существовало. Если в творчество вкладывать какую-то задачу, то это уже не творчество, это — ремесленничество. Другими словами: «Не прячь музыку — она опиум для никого, только для нас».

Чем в первую очередь музыка является лично для Вас?

Смыслом моего существования.

«Всякий человек меньше самого прекрасного своего создания», — сказал Поль Валери. Как Вы могли бы прокомментировать этот афоризм?

Не буду я его комментировать. Понимаете, все мыслеформы, афоризмы, крылатые фразы, для каждого человека сугубо индивидуальны. Некоторые из них могут совпадать с моим настроением, с моей жизненной ситуацией, но это не значит, что это моя мысль, что я в праве ее комментировать и трактовать. В этом смысле мне близки слова Тарковского, одного из моих любимейших режиссеров: «Чужой опыт человеку не засунешь». Каждый должен получить свой опыт, нельзя вставить свой мозг в черепную коробку другому человеку и убеждать его в чем-то. Педагогика —  дело хорошее, но, мне кажется, бесполезное (смеется). Человек должен прожить свою жизнь, понять свой ход мыслей, увидеть свой мир, получить свое мировоззрение на космос, на эту вселенную, на планеты, на все, что угодно.

 

Беседовала Дарья Чуваева

Comments are closed.